04.jpg

Депутаты Молодежного парламента II созыва сложили свои полномочия

На прошедшем 19 декабря последнем пленарном заседании Молодёжного парламента Кировской области II созыва подводились итоги работы за прошедший год.

Объективная оценка результатов, достигнутых за год депутатами, была отражена в отчетах председателя парламента Александра Булдакова, а также руководителей трёх комитетов.

На заседании также присутствовали представители органов государственной власти области, заинтересованные в деятельности молодёжного законодательного органа. Депутат Законодательного Собрания Дмитрий Русских, поблагодарив молодых коллег, сказал о том, что ОЗС «слышит и поддерживает» инициативы молодежи.

Начальник областного управления по делам молодежи отметила, что «важно, чтобы Молодежный парламент в новом году был не тормозом, а локомотивом развития», и наряду с критическими замечаниями, отразила в своем выступлении немало позитивных моментов в деятельности парламента.

В заключение парламентарии поздравили друг друга с наступающим Новым Годом и с назначением нового молодого Губернатора Кировской области, его утверждение в этой должности Законодательным Собранием состоялось в этом же зале днем ранее.

Новый созыв Молодежного парламента начнет свою работу уже на следующей неделе.


Доклад председателя Молодежного парламента Александра Булдакова на итоговом заседании Молодежного парламента Кировской области II созыва 19 декабря 2008 года

Уважаемые коллеги!

Целью моего выступления является отчет о работе Молодежного парламента Кировской области II созыва.

Напомню, что II созыв начал свою работу 21 декабря 2007 года. В него были избраны представители 6 организаций молодежного самоуправления: Совет старшеклассников, Совет студентов средне-специальных учебных заведений, Кировский областной студенческий совет ВУЗов, Ассоциация работающей молодежи Кировской области, Ассоциация молодежи районов Кировской области, Ассоциация «Круглый стол» детских и молодежных общественных объединений; а также представители 5–ти политических партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, и «Аграрная партия России». Общее количество депутатов составило 34 человека.

Структура Молодежного парламента II созыва представлена тремя комитетами: по законодательству и правовым вопросам, по экспертизе и разработке программ в сфере молодежной политики и по связям с общественностью. Кроме того, в парламенте были созданы 3 депутатских объединения: фракция «Молодая Гвардия», фракция «За свободу и социальную справедливость» и депутатская группа «Общественные объединения Кировской области».

Говоря об итогах работы Молодежного парламента II созыва хотел бы отметить, что нам с вами удалось сделать, чего не удалось, и какие факторы влияли на работу парламента, как с положительной так и с отрицательной стороны.

Итак, что сделано:

Разработана и принята Стратегия молодежной политики Кировской области до 2020 года.

Напомню, что разработка стратегии началась еще в декабре 2007 года фракцией «Молодая Гвардия».

В апреле 2008 года – проект Стратегии был презентован на окружном заседании Государственного комитета РФ по делам молодежи в г. Н.Новгороде. в присутствии руководителей региональных органов по работе с молодежью, а также председателя Госкомитета Василия Якеменко, депутатов ГД РФ и заместителя Полномочного представителя Президента РФ в ПФО Владимира Зорина.

В апреле–мае 2008 г. прошло широкое обсуждение проектов в молодежной среде. В обсуждении приняли участие представители таких организаций, как Молодежное правительство Кировской области, «Российский союз молодежи», «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДиМСИ), Областной совет студентов ВУЗов, Городской совет студентов ССУЗов, Ассоциация работающей молодежи, Советы молодежи в районах области. Всего было проведено более 30 встреч.

В мае 2008 г. проект Стратегии был принят Молодежным парламентом Кировской области в первом чтении. По итогам принятия были собраны предложения и замечания по проекту, представленные молодежными организациями и управлением по делам молодежи Кировской области.

В июне 2008 г. была организована рабочая группа Молодежного парламента по доработке проекта Стратегии с участием депутатов Молодежного парламента, членов Молодежного правительства, руководителей управления по делам молодежи, с привлечением специалистов и экспертов. Помимо привлекаемых региональных экспертов, экспертиза проектов Стратегии и Закона «О молодежи и молодежной политике» была осуществлена на федеральном уровне с участием специалистов Министерства физкультуры, спорта и молодежной политики РФ и Национального совета детских и молодежных общественных объединений.

С целью получения дополнительных данных для подготовки Стратегии, в июле–сентябре 2008 г. комитетом по связям с общественностью молодежного парламента совместно с рядом молодежных общественных организаций было проведено социологическое исследование положения молодежи в Кировской области.

В сентябре проект Стратегии был принят Молодежным парламентом во II–м чтении и передан в Правительство области. Сейчас, когда сформируется новый состав Правительства, депутатам Молодежного парламента нужно будет активно включиться в продвижение этого проекта на уровне Правительства области.

Позитивным моментом можно считать то, что большая часть предложений молодежной стратегии была включено в раздел «Молодежная политика» Стратегии социально–экономического развития области до 2020 года.

Хочу отметить, что впервые со времени создания молодежного парламента, разрабатываемый стратегический документ прошел столь глубокую проработку и такое широкое общественное обсуждение.

Параллельно со стратегией Молодежным парламентом разрабатывался закон «О молодежи и молодежной политике Кировской области», если сравнивать этот процесс с разработкой стратегии, то, наверное, необходимо отметить, что, несмотря на верную стратегическую линию закона, нам с вами уважаемые депутаты, не совсем хватило времени и юридической грамотности, чтобы подготовить этот документ достаточно качественно. Все мы помним, что у нас была достаточно горячая дискуссия во время принятия закона во втором чтении.

Исходя из этого, возможно, что окончательная доработка проекта может быть осуществлена в формате рабочей группы, состоящей из представителей молодежного парламента Законодательного Собрания, областного управления по делам молодежи и привлекаемых для этой работы специалистов и экспертов в сфере молодежной политики.

Если говорить о других законопроектах, то могу проинформировать вас о том, что удалось достичь принципиальной договоренности с председателем комитета Законодательного Собрания по социальным вопросам, о том, что уже в начале 2009 года будут приняты поправки в законодательство о выборах, которые были предложены Молодежным парламентом.
Напомню, что поправки касаются решения вопроса о наделении правом голоса на областных и муниципальных выборах студентов, проживающих по временной регистрации в общежитиях. На сегодняшний день они такого права не имеют.

Что касается мероприятий, которые не связаны напрямую с законотворчеством, то можно отметить, что:

– проведено два социологических исследования, их итоги опубликованы на сайте Молодежного парламента;
– решается вопрос с выделением дополнительных мест в общежитиях средне-специальных учебных заведений для проживания студентов ВУЗов, надеюсь, что в III созыве, депутат который занимается этим вопросом (Е. Торощина) доведет дело до конца;
– в феврале этого года Молодежный парламент выступил одним из организаторов региональной акции «Мы пишем президенту»;
– в мае 2008 года при участии Молодежного парламента организован форум молодых парламентариев ПФО, где была создана окружная ассоциация Молодежных парламентов;
– в июне наш коллега Владимир Костин участвовал в финале конкурса «Молодой парламентарий 2008», где занял 5 место. Поверьте, это очень высокий результат. Зам. председателя Госдумы С. Журова в своем интервью дала выступлению Владимира очень высокую оценку.
– по данным комитета по связям с общественностью, за период работы II созыва в электронных СМИ вышло 47 сюжетов, связанных с деятельностью молодежного парламента и его депутатов. Это значимый показатель, который говорит о наличии интереса общественности к работе парламента.

Также необходимо отметить, что в течение года депутатами парламента проведены встречи с молодежью в районах: Котельничском, Кирово–Чепецком, Фаленском, Опаринском, Богородском, Яранском, Санчурском, Тужинском, в последних трех инициировано создание молодежных консультативно–совещательных структур, при органах местного самоуправления.

Для проведения социологических опросов депутаты выезжали в районы:

Котельничский, Кирово–Чепецкий, Слободской, Свечинский, Омутнинский, Нагорский, Лебяжский, Яранский, Даровской, Вятско–полянский, Арбажский, Белохолуницкий, Пижанский, Опаринский, Фаленский и Орловский.

Это, что касается наших успехов. Того, что у нас получилось, что мы смогли реализовать.

Теперь о том чего НЕ удалось:

При обсуждении итогов работы на прошедшем заседании Совета Молодежного парламента было отмечено, что недостаточно эффективно сработал комитет по экспертизе и разработке программ в сфере молодежной политики. Даже принимая во внимание, что многие члены комитета принимали участи в разработке стратегии – это не снимает с них ответственности за выполнение основного функционала комитета. Но, надеюсь, что в новом составе мы не отойдем от идеи аудита существующих областных и муниципальных программ для того, чтобы скорректировать их в соответствии с приоритетами Стратегии молодежной политики.

Недоработкой комитета по законодательству и правовым вопросам можно считать то, что к проекту закона «О молодежи и молодежной политике», было много замечаний правового характера.

В целом слабой стороной второго созыва Молодежного парламента можно считать крайне малое количество предлагаемых к рассмотрению инициатив. Из 34–х депутатов о своих инициативах в течение года заявили только 9! Вдумайтесь в эту цифру и попытайтесь каждый мысленно оценить свою работу.

Подводя итоги работы за год, считаю важным остановиться на факторах, которые влияли на работу парламента.

Самым важным фактором здесь является мотивация, а точнее ее отсутствие у многих депутатов. Люди не всегда понимают, зачем они пришли в молодежный парламент, этот этап их общественно–политической деятельности зачастую не вписывается в общую линию развития. В этой ситуации единственной мотивацией остается попадание в парламент ради интереса или статуса, для того, чтобы доказать: «я могу» — себе и другим. Такой мотивации хватает максимум на 3 месяца, после этого человека не видно и не слышно. Субъекты выдвижения – те, кто направил депутата в парламент, как правило, не особо заботятся о том, как он там представляет их интересы, поэтому и ответственности депутат никакой не чувствует. Примеров тому масса, есть у нас такие депутаты, которых даже в лицо не все помнят, потому они почти не участвовали в работе парламента.

Именно поэтому, кстати сказать, в ряде регионов России молодежные парламенты формируются только по партийному принципу. Там с мотивацией все в порядке: либо молодой человек на деле доказывает партии свою конкурентоспособность и идет дальше в своей политической карьере, либо на нем ставится жирный «политически крест».

Я считаю, что настоящий молодой парламентарий не будет ждать указаний, что ему делать и чем заниматься, это должен быть человек, который обладает самостоятельной мотивацией.

В этом году парламент пока формируется по смешанной партийно–общественной системе и у всех субъектов формирования еще есть шанс доказать свою состоятельность. Поэтому я обращаюсь к руководителям этих организаций с просьбой не забывать о своих депутатах, помогать им, контролировать их и спрашивать с них за работу в Молодежном парламенте.

В качестве примера могу сказать, что именно поэтому в этом году партией «Единая Россия» был объявлен открытый конкурс по отбору кандидатов в депутаты Молодежного парламента III созыва. Ведь известно, что ни чем не дорожит так человек, как тем, что досталось ему с трудом и чего так легко потерять. В конкурсе приняло участие более 70 человек, лучшие из них стали депутатами парламента, остальные вошли в «команду дублеров» и, в случае, если кто–то из депутатов вдруг расслабится – замена последует незамедлительно.

Другим важным фактором, влияющим на работу молодежного парламента, является финансирование.

Для того, чтобы молодые парламентарии могли учиться и развиваться, превращаясь в профессиональных политиков, необходимо регулярное проведение обучающих семинаров, курсов, мастер–классов. В 2008 году для Молодежного парламента II созыва за счет средств областного бюджета был проведен только один вводный семинар. Этого крайне недостаточно и об этом говорили многие депутаты.

При организации социологического исследования «Молодежь Кировской области 2020», мы столкнулись с большими трудностями в обработке результатов, т.к. для этого нужны специальные знания и специализированное программное обеспечение. Ни того, ни другого у депутатов молодежного парламента нет, а обращение за помощью к специалистам, сами понимаете, требует денежных средств.

Однако, нам удалось привлечь средства партнерских молодежных организаций и провести социологическое исследование на высоком качественном уровне.

Вопрос с командировками депутатов молодежного парламента для участия в межрегиональных и международных мероприятиях, удалось решить только ближе к концу работы II созыва. Сейчас проблем с этим у нас нет, и в этом огромная заслуга Председателя Законодательного Собрания В. А. Васильева.

На 2009 год нами была подготовлена смета для финансирования деятельности Молодежного парламента III созыва в размере 190 тыс. руб., но пока вопрос остается открытым. Я надеюсь, что уже в начале следующего года мы активной работой сможем убедить Законодательное Собрание и Правительство области о необходимости регулярного включения финансирования молодежного парламента в бюджет области.

Третьим важным фактором, повлиявшим на работу парламента, можно назвать политическую ситуацию в регионе. Конфликт интересов различных политических сил отразился на деятельности Молодежного парламента не в лучшую сторону. Хотя, на самом деле, объективных предпосылок к этому не было: Молодежный парламент является общественной, а не политической площадкой, а, значит, не принимал и не будет принимать участие ни в каких политических акциях и интригах.

Все эти факторы в течение года оказывали определенное влияние на деятельность Молодежного парламента. Считаю, что депутатам, которые будут работать в III созыве, необходимо знать об этих факторах и учитывать их влияние. Многие из тех, кто уже избран в III созыв, сегодня присутствуют здесь. Друзья! Я желаю вам удачи, успехов и самое главное: никогда не сдавайтесь на пути к своей цели.

В заключение хочу поздравить всех нас и всю Кировскую область с назначением нового губернатора. Никите Юрьевичу Белых 33 года, это человек нового формата, со свежими идеями и новыми подходами в реализации государственной политики. Все это делает его ближе к нам с вами, а значит, открывает возможность для работы в едином ключе.

Также, пользуясь случаем, поздравляю всех с наступающим Новым Годом и Рождеством! Пусть этот год будет для нас успешным. Счастья и благополучия вам и вашим близким!

Спасибо за внимание!