07.jpg

Стратегия молодежной политики и «молодежный закон» получили обоснование

Завершилось социологическое исследование, проведенное по инициативе Молодежного парламента Кировской области совместно с рядом молодежных общественных организаций. Несмотря на отказ на приглашение выступить в качестве заказчиков и организаторов государственным органам, отвечающим за молодежь, Молодежный парламент все–таки организовал и провел социологическое исследование «Молодежь Кировской области 2020».

Напомним, что целью исследования было определение ценностно–мотивационных ориентиров молодых граждан области, их проблем и потребностей.

Выводы, сформулированные после обработки всех результатов, вошли в разделы проектов Закона «О молодежи и молодежной политике в Кировской области» и Стратегии молодежной политики Кировской области до 2020 года. Тем самым, именно результаты исследования стали основой предлагаемых проектов Стратегии молодежной политики и определяют ключевые индикаторы оценки эффективности не только проводимых мероприятий, но и всей молодежной политики, в целом.

Итак, за период август–сентябрь 2008 года было опрошено 2047 молодых людей, в том числе:

– около 25% – подростки 14–17 лет, 52,6% – молодежь 18–24 лет и 22,6% – 25–30 лет;
– представители учащейся молодежи 52,1%, работающей молодежи – 56,6%;
– городские жителей – 67,5%, сельская молодежь – 32,5%;
– активисты составили примерно 3% опрошенных и менее 1% – молодые люди, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации.

Опрос проводился силами волонтеров из числа депутатов Молодежного парламента, членов Молодежного правительства, членов Областного Студенческого Совета, Совета студентов Средне–специальных учебных заведений г. Кирова, Студенческого координационного совета, Городского молодежного центра г. Кирово–Чепецка, КОО «Российского Союза Молодежи», КРО ВОО «Молодая Гвардия Единой России» и других.

С учетом того, что заказчиками и исполнителями выступали сами представители молодежного сообщества, это исследование можно считать первым крупным объективным социологическим исследованием молодежной среды за последние 15 лет.

Результаты социсследования подтвердили позиции и мнения экспертов, которые были озвучены ранее при разработке и обсуждении проектов Закона и Стратегии.

Исходя из миссии исследования по обоснованию отдельных разделов проекта Стратегии молодежной политики Кировской области, можно сформулировать следующие выводы:

1) Большинство молодых людей (около 92% опрошенных) не знают и не понимают, что такое молодежная политика. При этом, из тех, кто задумывается об этом, 20,5% сводят ее к понятию «молодежь» и «молодежная организация», а порядка 4% считают, что это переходный этап в «будущее». Такие результаты говорят о том, что необходимо не просто информировать молодежь о проводимых мероприятиях, а формировать целостное восприятие системности работы в этой сфере.

2) Говоря в целом о целесообразности осуществления работы с молодежью, как направления государственной политики (в качестве ресурса реализации региональной Стратегии социально–экономического развития до 2020 года), следует учитывать следующие показатели: если ничего в области не изменится, то в ближайшее время область сможет потерять примерно 44% потенциальных трудовых ресурсов. Эта цифра может увеличиться на 5% за счет молодых людей, которые пока сомневаются уезжать им или нет, и еще на 4,5% тех, кто хотел бы уехать, но пока не может. Таким образом, цифра готовых иммигрировать может превысить половину молодежи и тогда успешность реализации государственных планов по развитию региона может стать сомнительной. Поэтому, «борьба за молодежь» должна стать главным приоритетом в работе государственных органов и общественных структур.

3) В продолжение темы про целесообразность осуществления молодежной политики, интересными являются выводы по вопросу оценки молодыми гражданами того, как работа с молодежью ведется сейчас. Около 80% опрошенных молодых людей считают нынешнюю молодежную политику если не абсолютно неэффективной, то близкой к этому. Не вдаваясь в причины, можно констатировать, что эта оценка подтверждается и экспертами и, частично, самими специалистами по работе с молодежью. Особенно отмечается низкая эффективность на уровне муниципальных образований и поселений, то есть на том уровне, где и должны оказываться социальные услуги непосредственно молодых людям. Таким образом, нужно признать, что «возрождение» молодежной политики должно произойти, в первую очередь, на уровне поселений и районов. Именно на это и ориентирована подготовленная Стратегия молодежной политики.

4) Анализируя то, что может сформировать мотивацию молодежи к участию в экономической жизни, можно констатировать, что необходимо решать жилищные вопросы (85% назвали эту проблему), обеспечить достойный уровень доходов, в том числе заработной платы (17,9%) и студенческих стипендий (56,9%), внедрить систему социальной поддержки молодых специалистов (10,4%) и информировать об имеющихся вакансиях (17,9%). Говоря о повышении социальной активности молодежи, необходимо увеличить количество организаций, работающих с молодежью (58,2%), формировать образы новых «героев» (только 9% молодых людей смогли называть авторитетное для них лицо), пропагандировать национальную значимость участия конкретного молодого человека в жизни общества (15,5% опрошенных хотят благоустроить Россию и еще 13,2% — принести пользу людям). Отсюда, становится понятным, по каким направлениям должна развиваться молодежная политика.

5) В настоящее время опасение вызывает уровень информированности молодежи о происходящих вокруг событиях. Несмотря на достаточно высокий уровень тех, кто интересуется событиями, системно стремятся получить информацию около 67%, при этом, информацию, в основном, о федеральных и областных событиях (74% и 46%). Местный уровень вызывает интерес только у каждого третьего. Однако качество усвоения информации остается катастрофически низким: так, на вопрос о реализуемых нацпроектах, нацпроект «Образование» назвали только 22,3%, «Здоровье» — 17,6%, «Жилье» — 16,0%, «Развитие АПК» — 7,7% (7,9% уверены, что существует нацпроект «Молодежь»). Примерно на таком же уровне молодые люди оценили экономическое положение в области: голоса разделились примерно одинаково между теми, кто считает ее благополучной, нестабильной и неопределенной. Таким образом, проблема информированности молодежи является актуальной не только в контексте самой работы с молодежью, но и, в целом, с перспективой их включения в социально–экономические и общественно–политические процессы.

В целом, анализируя результаты социологического опроса, можно уже сейчас сказать, что сама молодежь видит себя громаднейшим потенциалом для развития нашей области и отдельных ее городов, сел и деревень, но пока не находит его применения. Можно сделать вывод, что вектором молодежной политики должно стать создание именно таких условий и возможностей, в которых каждый молодой гражданин найдет применение своим знаниям и навыкам, но при этом будет чувствовать заботу государства и общества и их заинтересованность в решении его вопросов и удовлетворения потребностей.

Предлагаемые Молодежным парламентом Закон и Стратегия молодежной политики соответствует этим условиям. Теперь «слово» за Законодательным Собранием и Правительством Кировской области.

Совет Молодежного парламента выражает огромную благодарность за помощь в организации социсследования всем депутатам молодежного парламента и активистам молодежных организаций.