09.jpg

Концепция развития молодежного самоуправления в городе Кирове

1. Основные понятия Концепции

Молодежное самоуправление — процесс участия молодых граждан в вопросах организации и реализации мероприятий общественной молодежной политики;
Инфраструктура общественной молодежной политики — сеть молодежных организаций, работающих в пределах территории действия и обладающих всеми характеристиками общественных объединений;
Управление по делам молодежи Администрации города Кирова — исполнительный орган на уровне муниципального образования, действующий в соответствии с Уставом муниципального образования и собственным Положением структурного подразделения администрации муниципального образования, отвечающий за реализацию базовых принципов государственной молодежной политики в пределах территории муниципального образования;

2. Обоснование необходимости разработки Концепции

Развитие молодежного самоуправления на территории города Кирова складывается в более низких темпах, чем на региональном уровне, но и значительно превышает темпы в других районах Кировской области.

Причинами отставания от регионального уровня можно считать:

- более низкие бюджетные финансовые возможности, привлекаемые для реализации мероприятий молодежной политики;
- численное ограничение числа специалистов и сотрудников Комитета по делам молодежи администрации города Кирова, которое ограничивает направления деятельности в рамках молодежной политики;
- недостаточная информационно–методическая поддержка со стороны регионального Управления по делам молодежи и Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ ввиду неразвитости коммуникаций.

Более высокие темпы развития по сравнению с другими районами области обеспечиваются за счет следующих факторов:

- большинство организаций регионального уровня и сильных организаций муниципального уровня находятся в г. Кирове;
- совместное проведение мероприятий с Управлением по делам молодежи позволяет устанавливать и развивать связи с организациями;
- самостоятельные информационные и методические ресурсы позволяют более качественно и полно работать с информацией;
- в областном центре развита система повышения квалификации по различным направлениям, что способствует повышению профессионализма специалистов Комитета по делам молодежи г. Кирова;

Таким образом, существует реальная потребность в систематизации накопленных связей, методик и форм взаимодействия на уровне муниципального образования в единую программную деятельность, которая бы способствовала не только развитию молодежной политики в г. Кирове, но и стала бы методическим пособием для других районов области.

3. Цель и задачи Концепции

Создание дополнительных общественных и административных условий для развития молодежного самоуправления в г. Кирове.

Задачами Концепции являются:

1) Развитие взаимодействия между муниципальными органами по работе с молодежью и общественными объединениями;
2) Формирование условий для конструктивного диалога между муниципальными органами по работе с молодежью и общественными молодежными организациями и объединениями;
3) Развитие условий для синтезирования государственного заказа и общественных потребностей в сфере молодежной политики в г. Кирове.

4. Стратегические направления Концепции

Реализация Концепции, как программы действий, должна ориентироваться на теоретическую основу в формировании и развитии самоуправления молодежи и реальные условия и степень развития инфраструктуры молодежной политики, существующей в городе Кирове.

Теоретическую основу развития образует модель эволюции молодежного самоуправления, принятая в рамках экспертного обсуждения в марте 2005 года:



Движение молодежного самоуправления между этапами должно осуществляться последовательно.

В случаях непоследовательного перехода самоуправление может столкнуться с такими рисками, как:

- несоответствие компетентности представителей молодежи в уровне решаемых задач;
- несоответствие степени готовности и объема ответственности представителей молодежи;
- неготовность внешней среды к использованию "продуктов" деятельности общественных объединений и, как следствие снижение результатов работы;
- несоответствие общественных интересов (или неточное их определение) и, как следствие, переход молодежного самоуправления под государственное "покровительство".

Таким образом, развитие молодежного самоуправления должно быть системным и последовательным.

Анализ развития молодежного самоуправления и инфраструктуры молодежной политики в городе Кирове по данной модели позволяет охарактеризовать ее положение, как переход от первого этапа (формирование представлений о значимости общественных объединений) ко второму (привлечение объединений в качестве соорганизаторов).

Изучение общественных организаций и структур, работающих на муниципальном уровне показывает, что большинство из них — региональные организации, расположенные в городе. Муниципальный же уровень представлен клубами по месту жительства, объединениями школьников (Совет старшеклассников города Кирова) и Совет студентов ССУЗов.

Характеристика целевого охвата организациями показывает, что в настоящее время в городе наиболее активно работают со следующими группами молодежи:

Группы молодежи Организации, работающие с данной группой Территориальный статус организации
Неформальные подростковые группы Клуб по месту жительства "Перекресток" Муниципальный
Волонтёры и члены организации ДИМСИ Региональный
Учащиеся общеобразовательных школ г. Кирова и профессиональных училищ Городской совет старшеклассников Муниципальный
Студенты ССУЗов Совет студентов ССУЗов Муниципальный
Студенты ВУЗов Студенческий координационный совет Региональный
Молодые специалисты и рабочие промышленных предприятий г. Кирова Совет молодых специалистов Региональный
Активная молодежь (политика) Клуб молодых политиков Муниципальный
Активная молодежь (патриотика) Военно–патриотические клубы Региональный
Активная молодежь (экономика) НОУ "Учебно–деловой молодежный центр (Бизнес–инкубатор)" Региональный


Таким образом, можно констатировать, что муниципальный уровень молодежного самоуправления с точки зрения организационного представительства, выражен недостаточно.

Это приводит к тому, что интересы муниципального уровня выражаются неудовлетворительно, что отражается и в отсутствии в бюджете муниципального образования "город Киров" статьи "Молодежная политика" и стратегических программ, обеспеченных бюджетным финансированием, по направлениям молодежной политики.

Тем самым, образуется "замкнутый круг", который "тормозит" развитие молодежной политики, как в ее государственном выражении, так и систематизированном общественном виде.

Исходя из вышеизложенного можно определить следующие направления Концепции развития молодежного самоуправления в г. Кирове:

1) Формирование условий для создания новых форм общественного участия и самоуправления молодежи на муниципальном уровне;
2) Развитие форм и механизмов вовлечения общественных объединений молодежи в управление государственной и общественной молодежной политикой;
3) Развитие стратегического и системного мышления молодежи и повышение компетентности молодежи в вопросах стратегического планирования и проектирования.

5. Описание направлений Концепции

Формирование условий для создания новых форм общественного участия и самоуправления молодежи на муниципальном уровне.

Это направление предполагает стимулирование различных групп молодежи к представительству в органах местного самоуправления через систему общественных объединений, советов и т.п. с целью систематизации интересов на уровне группы и формулирования предложений и инициатив к другим молодежным структурам.

Основная нагрузка по реализации данного направления может быть возложена на комитет по делам молодежи администрации города Кирова, который будет:

- прорабатывать формы стимулирования молодежи по созданию общественных объединений;
- привлекать специалистов и экспертов к созданию общественных объединений молодежи;
- организовывать подготовку лидеров общественных объединений молодежи;

Продолжительность этапа зависит от активности молодежи к участию в таких общественных объединениях и готовности существующих молодежных общественных объединений, молодежных организаций, специалистов и экспертов в содействии в проведении данной работы.

Можно предположить, что при наличии этих факторов к концу 2006 года можно увеличить количество общественных объединений, работающих на муниципальном уровне, в 2 раза.

Развитие форм и механизмов вовлечения общественных объединений молодежи к управлению государственной и общественной молодежной политикой.

Направление предусматривает организацию молодежных мероприятий для объединения молодежи, как в рамках целевых групп, так и в пределах всего социального слоя общества.

Общение и совместное обсуждение приведет к формированию единства в молодежной среде, что создаст благоприятную среду для работы по выработке общих интересов, принципов и стратегий движения молодежного сообщества. Также подобные действия будут способствовать грамотному и обоснованному представлению своих интересов в рамках государственной молодежной политики с целью ее корректировки и формированию условий для синтезирования с общественными планами и программами.

Успешность реализации данного направления Концепции будет зависеть от активности работы молодежных общественных объединений в разработке таких мероприятий, их содержательном наполнении и организации.

Развитие стратегического и системного мышления молодежи и повышение компетентности молодежи в вопросах стратегического планирования и проектирования.

Данное направление позволит повысить эффективность совместной работы органов местного самоуправления и представителей молодежи в обсуждении, экспертизе и разработке программных положений и конкретных мероприятий в сфере реализации молодежной политики на уровне муниципального образования.

Основным результатом данной работы должно стать принятие таких программ, которые бы полностью учитывали интересы максимального количества групп молодежи органов местного самоуправления в молодежной политике, а также формирование переговорных площадок для обсуждения проектов решений и инициатив, направленных на развитие социально–экономического положения муниципального образования.

6. Формы реализации направлений Концепции

При реализации Концепции могут быть использованы следующие формы:



7. Результаты реализации Концепции

Реализация Концепции позволит:

- систематизировать накопленный опыт взаимодействия на уровне молодежной политики в муниципальном образовании;
- определить направления совместной деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по формированию целостной молодежной политики в городе;
- сформировать качественное и эффективное общественное участие в государственном управлении молодежной политикой на уровне муниципального образования;
- создаст резерв интеллектуального потенциала для развития молодежной политики в муниципальном образовании;
- позволит использовать механизм общественной экспертизе при принятии решений органами местного самоуправления;
- использовать Концепцию в качестве модели развития общественного участия и экспертизы при работе органов местного самоуправления для тиражирования опыта на другие социальные группы населения муниципального образования.

8. Ресурсы для реализации Концепции

В качестве основных ресурсоносителей для реализации Концепции будут рассматриваться молодежные организации и общественные объединения молодежи.

Среди ресурсов, которые могут быть предоставлены общественными структурами можно выделить:

- кадровые ресурсы в лице специалистов и сотрудников, которые будут разрабатывать, организовать и участвовать в мероприятиях;
- интеллектуальные ресурсы в виде идей и инициатив по реализации направлений Концепции;
- организационные ресурсы в виде управленческих технологий по организации мероприятий, материально–техническом обеспечении этих мероприятий;
- информационные ресурсы в виде печатных и электронных источников информации для освещения мероприятий в рамках Концепции;
- рекламно–маркетинговые ресурсы для пропаганды идеи Концепции и продвижения приоритетных направлений в молодежной среде.

Органы местного самоуправления в лице управления по делам молодежи может предоставить следующие ресурсы:

- финансовые ресурсы для организации мероприятий в рамках утвержденных объемов бюджетного финансирования:
- организационно–административные ресурсы для формирования "переговорных площадок" между молодежными объединениями и органами местного самоуправления, региональными органами власти и управления в рамках направлений Концепции:
- информационные ресурсы в виде регионального информационного центра для пропаганды Концепции в молодежной среде и иных заинтересованных группах общества;
- методические ресурсы в виде накопленных методик, проектов по работе с молодежью и ресурсов Областного дворца молодежи.