04.jpg

Концепция молодежной работы в Российской Федерации

Россия находится в центре глобальных политических и экономических процессов. Задача обеспечения ее поступательного, устойчивого, суверенного и демократического развития требует эффективной, адекватной реакции на современные вызовы и поддержания национальной конкурентоспособности во всех сферах. При этом государству и обществу необходимо правильно определить стратегические приоритеты, в числе которых молодежная проблематика занимает одно из ведущих мест.

Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые смогут эффективно накапливать и продуктивно использовать человеческий капитал, а также инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

Молодежь должна быть активным, заинтересованным участником решения задач, стоящих перед государством и обществом. В свою очередь государство и общество должны создать необходимые условия для самореализации молодежи и ее активного включения в общественные процессы. Это позволит обеспечить социальное, культурное и экономическое воспроизводство, ускорить развитие страны.

Концепция молодежной работы в Российской Федерации основывается на законодательстве Российской Федерации и международных договорах в части, касающейся молодежной сферы.

Термин «молодежная работа» используется в большинстве развитых стран мира. Для России молодежная работа – понятие сравнительно новое. Ее внутренние законы, система построения, механизмы развития, методы оценки эффективности не являются устоявшимися и не имеют единых общепризнанных стандартов, правил и традиций.

В настоящей Концепции молодежная работа рассматривается как неразрывное единство государственной и негосударственной составляющих.

Государственная составляющая представляет собой политику государства, осуществляемую в отношении молодежи, систему приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Государственная составляющая формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления, при партнерском участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.

Негосударственная составляющая молодежной работы в качестве основного субъекта деятельности предполагает институты гражданского общества, прежде всего, молодежные объединения, которые формулируют, представляют, отстаивают интересы и взгляды различных групп самой молодежи на свои проблемы и на способы их решения, а также представления молодежи о своем месте в решении мировых, национальных, государственных проблем. Кроме того, к негосударственной составляющей относится взаимодействие молодежи с различными институтами гражданского общества, другими негосударственными субъектами, вступающими во взаимоотношения с ней без прямого посредничества государственных структур и институтов.

Эффективная, современная система молодежной работы способна обеспечить России дополнительные преимущества в глобальном развитии.

Концепция молодежной работы в Российской Федерации:

• определяет современные подходы государства и общества к молодежной сфере;
• формулирует ее цели, задачи и принципы, соответствующие современным представлениям о внутренних, внешних и глобальных вызовах, стоящих перед российским обществом;
• служит основой для подготовки предложений по совершенствованию правового, научного, кадрового, организационного и финансового обеспечения деятельности в молодежной сфере;
• выступает в качестве концептуальной основы при разработке федеральной и региональных стратегий, целевых программ и проектов в области молодежной работы;
• задает современные ориентиры и подходы для выстраивания и совершенствования практической работы институтов гражданского общества, всех уровней государственной власти и местного самоуправления, других субъектов молодежной работы.

Настоящая Концепция молодежной работы основана на обобщении практического опыта работы федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, молодежных общественных объединений, других институтов гражданского общества, осуществляющих деятельность в молодежной сфере. Она базируется на современных теоретических представлениях о молодежи, данных статистики и социологических исследований, на анализе отечественного и международного опыта.

В Концепции нашли отражение предложения и рекомендации, состоявшихся в последнее время научно-практических мероприятий по молодежной проблематике, проходивших с участием ученых, специалистов, представителей органов государственной власти, местного самоуправления и общественности, экспертов, представителей средств массовой информации.

Данный документ должен стать концептуальной основной для формирования системы молодежной работы, для выработки политики государства в отношении молодежи.